Как разрешить налоговые споры?

Порядок разрешения налоговых споров

Налоговые споры периодически могут возникать в любой компании. Сложность и запутанность налогового законодательства, его регулярные изменения, не всегда корректные действия представителей ФНС, желание платить меньше налогов – это лишь часть причин, которые приводят к конфликтам с представителями налоговой службы. Для того чтобы урегулировать возникающие споры, нужно понимать, из каких этапов состоит процесс их разрешения, а также в каком порядке эти этапы нужно проходить. В данной статье мы поговорим о решении налоговых споров: в чем заключаются их основные причины, как их урегулировать и что предпринимать, чтобы подобные ситуации меньше возникали в будущем.

Основные причины возникновения налоговых споров

Налоговые споры могут возникать по различным причинам, но есть наиболее распространенные из них, которые становятся основанием для большинства конфликтов между налогоплательщиками и представителями ФНС. Вот они:

  • налоговая оптимизация – любой бизнес стремится к прибыли и эффективности, а налоговое бремя «мешает» этому стремлению, отнимая часть прибыли. Потому некоторые предприниматели предпринимают некоторые меры, чтобы минимизировать размер налогов, и проблема здесь в том, что многие подобные схемы и способы воспринимаются налоговиками как нарушение законодательства и попытки уклонения от уплаты налогов. В результате – вместо оптимизации налогов компания получает крупные штрафы и даже уголовные дела, что и приводит к конфликту;
  • неправомерные действия налоговиков – сотрудники ФНС, а точнее, их необоснованные действия, лежащие вне правового поля, также могут стать причиной возникновения налогового спора. Чаще всего к такому развитию событий приводят штрафы, налоговые доначисления и другие санкции, которые, по мнению налогоплательщика, не имеют под собой законных оснований. На самом деле, действительно налоговики могут нарушать те или иные нормы законодательства, и такие случаи постоянно фиксируются, хотя возможно, что и действия налогоплательщика были не совсем корректны. Так или иначе, подобные ситуации часто становятся основанием для налогового спора;
  • сложности с возвратом НДС – отдельно стоит упомянуть о конфликтах, которые возникают при попытке компании вернуть часть налога на добавленную стоимость из бюджета. По закону, если предприятие является плательщиком НДС, и за отчетный период его расходы превысили прибыль, оно имеет право вернуть налог с разницы между расходами и доходами. Соответствующее заявление подается вместе с очередной налоговой отчетностью. Однако на практике, даже если все требования закона соблюдены, можно не добиться возмещения НДС: заявление будет рассматриваться намного дольше установленных законодательством временных рамок или по нему будет отказ. Конечно, такая ситуация легко может стать основанием для возникновения спора;
  • нарушения во время налоговых проверок – споры, так или иначе связанные с налоговыми проверками, также очень широко распространены. Причиной их могут стать как нарушения прав налогоплательщика непосредственно во время проведения проверки, так и последствия проверки, такие как санкции по отношению к бизнесу. Важно, чтобы проверку сопровождал профессиональный юрист, тогда можно отстоять интересы бизнеса и минимизировать негативные последствия проверки, а в случае возникновения спорной ситуации ее будет проще уладить.

Конечно, это далеко не все возможные причины налоговых споров, но именно на них приходится большинство конфликтов между бизнесом и налоговиками.

Порядок действий по разрешению налогового спора

Если возникает налоговый спор, его необходимо как можно скорее разрешить, ведь чем дольше ситуация будет затягиваться, тем сложнее найти приемлемое решение. Существует определенный порядок разрешения налоговых споров, которого необходимо придерживаться всем участникам. Он включает в себя следующие этапы:

  • досудебный порядок разрешения налоговых споров – начало урегулирования возникшего конфликта. Первое, что нужно сделать при возникновении спора – подготовить жалобу и направить ее в местное отделение налоговой службы. Адресатом жалобы выступает руководитель отделения ФНС. В тексте указывается что стало причиной подачи жалобы, например, необоснованный штраф, задержки сроков проверки, отказ в возмещении НДС, а также почему вы считаете, что это является нарушением налогового законодательства и должно быть оспорено. Вместе с жалобой подаются доказательства, которые мог ли бы подтвердить вашу позицию – документы, выдержки из законодательства и т. д. После рассмотрения жалобы и вынесения решения по ней заявителя должны уведомить о результатах. Отказ в удовлетворении жалобы можно обжаловать в вышестоящей инстанции – налоговой службе более высокого уровня, например, в областной. Процедура напоминает обжалование в первой инстанции, с той лишь разницей, что нужно указать о попытке оспаривания ранее;
  • судебный порядок разрешения налоговых споров – при невозможности добиться желаемого результата с помощью жалоб, налогоплательщик получает возможность отстоять свои интересы в судебном порядке. Для этого после получения отказа в удовлетворении жалобы подается исковое заявление в арбитражный суд по месту регистрации бизнеса, в котором описывается возникшая ситуация, приводятся аргументы в пользу того, что ваша позиция является правильной и законной, а позиция ответчика – нет, добавляются доказательства, которые подкрепили ваше заявление. После передачи документов в суд они проходят рассмотрение, и если судья согласится с вашими доводами, решение по налоговому сопру будет в вашу пользу.

Практика разрешения налоговых споров показывает, что добиться быстрого и положительного результата по налоговому спору можно только с помощью грамотного юриста. Поэтому обязательно заручитесь поддержкой опытного юриста по налоговым спорам, и он поможет добиться желаемого результата в конфликте с налоговиками.

Заключение

Налоговые споры возникают в ходе хозяйственной деятельности бизнеса регулярно, и нудно понимать, как их правильно урегулировать. Существуют как досудебный, так и судебный варианты урегулирования конфликта, а повысить шансы на успешное разрешение спора может участие профильного юриста.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
click fraud detection