В 2019 году арбитражные суды России рассмотрели 1,879 млн дел., из них 991 тыс. — дела по неисполнению или ненадлежащему исполнению обязательств по договорам. Из этого можно сделать вывод, что в большинстве случаев обращение в суд — вынужденная мера в ситуации, когда контрагент не исполняет свои обязательства по договору и другого решения проблемы нет.
Наша практика показывает, что в большинстве случаев за юридической помощью по взысканию задолженности компании обращаются тогда, когда нормальный, конструктивный диалог с контрагентом невозможен и он уклоняется от исполнения своих обязательств, а у клиента уже есть кассовый разрыв.
Это означает, что времени на подготовку защиты такого клиента либо недостаточно, либо его вообще нет, а количество и характер допущенных при исполнении договора ошибок, не позволяют быстро и эффективно обеспечить защиту интересов клиента.
Вот небольшой перечень распространенных ошибок клиентов, с которыми мы сталкиваемся:
— Начало работы до подписания договора
— Несоответствие договоренностей или их неполнота о том, как будет исполняться договор, фактической конструкции договора.
— Неоднозначность условий договора, допускающая неопределенность его толкования, чем пользуется недобросовестная сторона.
— Несоответствие действий контрагентов условиям заключенного договора.
— Отсутствие нормальной деловой переписки между контрагентами, в которой отражен фактический обмен информации между сторонами.
— Отсутствие надлежащим образом оформленной первичной документации, подтверждающей исполнение договора.
— Отсутствие юриста в штате либо на аутсорсинге, выполнение юридической экспертизы самим руководством либо иными сотрудниками без специального образования (бухгалтер, менеджер и др.).
Почему так получается? Со стороны клиента это объясняется, как правило, теплыми и дружескими отношениями с руководством контрагента, давними деловыми отношениями с ним, отсутствием подобных проблем в прошлом, в связи с чем опасений в отношении возможных конфликтных ситуаций не возникало.
Фактически такие ошибки возникают не только по причине нежелания руководства вводить строгий формальный элемент в отношения сторон, но и банального незнания сотрудниками компаний элементарных правил делового оборота, оформления переписки и первичных документов, а также отсутствия профильных и/или компетентных специалистов в компании.
Сценарий создания проблемных ситуаций, при которых взыскать долг по договору становится затруднительно, как правило выглядит следующим образом.
- Стороны обсуждают варианты сотрудничества, после чего одна из сторон предлагает проект договора. Даже если условия проекта договора явно не соответствуют предварительным договоренностям, этот момент решается обещаниями «мы обычно так пишем в договоре, у нас типовой договор и мы его не меняем, но платить/подписывать/делать/поставлять будем как договорились», после чего клиентом подписывается такая порочная редакция договора, которая уже не соответствует переговорам сторон.
- Стороны приступают к исполнению договора, в ходе чего появляются первые ошибки в его исполнении – например:
— с опозданием или с недостатками передается строительная площадка, в результате чего клиент с опозданием выполнит работы, а претензия о необходимости передать площадку в надлежащем виде контрагенту не направлялась;
— приёмка и оплата услуг заказчиком происходит не каждую неделю, как заверял контрагент, а раз в месяц, из-за чего клиент не сможет вовремя расплачиваться по своим обязательствам с другими контрагентами;
— Заказчик не обеспечивает присутствие своего представителя в месте выполнения работ/оказания услуг, из-за чего первичные документы либо необходимые акты (о простое, о недостатках и пр.) не подписываются другой стороной, либо подписываются неустановленными или неуполномоченными лицами.
— установленные договором сроки составления и направления документов не соблюдаются;
— не составляются предусмотренные договором документы, – не выставили счет, не составили акт или реестр и др.
— любые претензии, изменения перечня работ и/или услуг/сроков/цен обсуждаются устно, не оформляются письменно и не отражаются в официальной переписке сторон.
- По различным причинам контрагент не оплачивает оказанные услуги/выполненные работы, после чего начинается процесс переговоров с попыткой добиться оплаты без направления письменных претензий.
- Понимая невозможность получить оплату во внесудебном порядке, опционально вступив с контрагентом в прямой конфликт в ходе неудачных переговоров, клиент обращается за юридической помощью, где проводится анализ ситуации и выявляются все ошибки.
Как влияют ошибки на исход дела? В каждом случае это индивидуально и зависит от вида договора и допущенных ошибок.
Если нарушен срок выполнения работ, а клиент уверяет что это произошло из-за поздней передачи строительной площадки, то доказательств таких просрочек со стороны контрагента нет – в переписке сторон этого нет, акт не подписан, а работы выполнялись – суд сделает вывод об отсутствии претензий со стороны подрядчика, в связи с чем подрядчик понесет ответственность за нарушение сроков выполнения работ.
Первичные документы (акты, уведомления и пр.) отдали неуполномоченному лицу – в суде ответчик заявит о том, что никакие документ ему не передавались.
Не направили счет на оплату, не составили реестр перевозок, как предусмотрено договором – ответчик заявит о том, что без этих документов он платить по договору не должен.
Контрагент попросил выполнить дополнительные работы, обещая в ближайшее время подписать смету и акты, но потом все же не стал подписывать их – в суде контрагент заявит о том, что такие работы не согласовывались и не подлежат оплате.
Итогом допущенных ошибок, как правило, является значительное осложнение судебного разбирательства, что приводит не только к затягиванию взыскания долга с контрагента, но и зачастую к снижению присужденных сумм и невозможности реального взыскания долга.
Что делать чтобы снизить риски неплатежей по договору и при необходимости взыскать долг с контрагента без затруднений?
- Не приступать к исполнению договора до его подписания. Даже если очень просят, даже если обещают завтра подписать – сначала договор подписывается, потом исполняется.
- Во всех случаях обеспечивать соответствие договоренностей относительно порядка и условий исполнения договора фактической конструкции договора. Если на словах контрагент обещает одно, а в договоре написано не совсем так, или вообще по-другому – это недопустимо и практически всегда приводит к проблемам.
- Все действия и сроки, предусмотренные договором, необходимо совершать в обязательном порядке. Например, если договором предусмотрена передача строительной площадки по акту приёма-передачи, то этот акт должен быть составлен и подписан. На первый взгляд это прописная истина, но на практике очень часто даже такие элементарные вещи игнорируются.
- Если с контрагентом идет обсуждение каких-то вопросов, дополнительных работ, проблем с исполнением договора – все должно быть отражено в переписке. Даже если этот вопрос только что обсудили по телефону, нужно продублировать это в письме.
- Контролируйте наличие полномочий на подписание документов со стороны представителей контрагентов. Ссылка на подписание/получение документов неуполномоченными лицами – стандартная тактика недобросовестных компаний в суде.
- Пользуйтесь услугами компетентных юристов – экономия на юридическом сопровождении сегодня, всегда оборачивается значительными убытками и расходами завтра.